Запрещать или просвещать?
Как оградить детей от информации, причиняющий вред их психическому здоровью и нравственности? Этот вопрос обсуждался 6 ноября на заседании круглого стола «Развитие медиаобразования как элемента нравственного воспитания детей и подростков в Белгородской области». Встречу инициировала комиссия по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты Белгородской области.
В БелГУ уже много лет проводятся научно-практические конференции, посвящённые проблемам журналистики и медиаобразования. Настало время объединить теорию и практику и использовать медиаобразовательные технологии в образовательном процессе.
Оградить детей от негатива, льющегося с экранов телевидения и из Интернета, можно с помощью родительских фильтров, ограничивающих доступ к нежелательным электронным ресурсам. Но, справедливо отметили участники заседания, эта мера действенна только в тех семьях, где уровень овладения компьютерными технологиями достаточно низок. Современному подростку не составляет труда взломать или «обмануть» родительский код и зайти на любой сайт.
То есть, фильтр – это нужно и хорошо, но одна его установка проблему не решит. Ограничить спутниковое вещание можно только теоретически – на практике дело может дойти до международного скандала. Запретить бездуховное содержание медиаресурсов? Нет такого закона. Про терроризм и пропаганду свержения власти и расовой неприязни есть, а про бездуховность нет. Где искать выход? В медиаобразовании, говорят эксперты.
«ЮНЕСКО провозгласило медиаобразование педагогикой XXI века. И нужно оно для того, чтобы люди пользовались средствами массовой информации, а не средства массовой информации – людьми», – отметил декан факультета журналистики НИУ «БелГУ», эксперт в области медиаобразования и медиакритики Александр Короченский.
Александр Петрович акцентировал внимание на том, что в современном мире медиатизированы вся политика и общественная жизнь, культура и искусство. Политические идеи «упаковываются» в медийные образы, символы. И ребёнок оценивает всё, что его окружает, на основе этих медийных образов. Цель медиаобразования – научить детей (да и взрослых тоже!) – думающему, осмысленному, критическому восприятию любой медийной продукции. И на примере низкопробных мультфильмов можно рассказать ребёнку о том, чем добро отличается от зла и как важно беречь близких.
«Детям надо рассказывать о медийных стратегиях. То есть, о том, почему те или иные передачи или сайты так интересны людям. Главная стратегия – драматизация содержания. Людям неинтересны, к сожалению, передачи о чём-то хорошем, позитивном. Зато скандалы, убийства, ЧП, теракты всегда привлекают внимание. А внимание – это рейтинг. Ещё одна стратегия – персонализация, создание культа медийных звёзд, которые порой создаются на пустом месте. Такие люди воспринимаются аудиторией как хорошие знакомые, они диктуют какие-то правила жизни, но кто эти люди, откуда взялись, чем они знамениты, кроме того, что не сходят с экранов телевизоров, многие из нас сказать не могут», – пояснил Александр Короченский.
Хорошей новостью порадовала референт начальника департамента образования области Тамара Проскурина. По её словам, департамент уже инициировал проект развития медиаобразования в белгородских школах, сейчас он находится на согласовании. В частности, планируется одну из летних смен в областном оздоровительном лагере «Салют» сделать профильной, юнкоровской. А в апреле – провести межведомственный региональный кинофестиваль. Прошедший недавно фестиваль видеофильмов «Школьные годы чудесные» показал, что такие проекты детям очень интересны.
Руководитель телестудии Белгородско-Старооскольской епархии отец Александр к идеям внедрения медиаобразования отнёсся больше скептически, хотя и заметил, что дело это нужное и своевременное.
«Без запретов действовать тоже нельзя. И дело не в том, чтобы запретить всё, а в том, чтобы оградить доступ к негативной информации до достижения детьми определённого возраста. Не ставить рамки, а вводить определённые правила – думаю, это нам по силам. Мы должны воздействовать на общественное мнение в оценке определённых процессов», – сказал он.
Своё мнение по обсуждаемому вопросы высказали члены комиссии – генеральный директор ООО «Радио-Регион» Сергей Карпенко и главный редактор прохоровской районной газеты «Истоки» Владимир Чурсин. По итогам заседания принята резолюция.
Елена Мельникова
РЕЗОЛЮЦИЯ
Комиссия по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Белгородской области по результатам проведения заседания, посвящённого развитию медиаобразования как элемента нравственного воспитания детей и подростков в Белгородской области:
- отмечает стремительное развитие новых информационных технологий и средств коммуникаций, оказывающих значительное влияние на рынок средств массовой информации;
- выражает озабоченность ростом потребления детской и подростковой аудиторией доли развлекательного контента, противоречащего общественным нормам морали и нравственности, пропагандирующего культ насилия и агрессии, апеллирующего к низменным инстинктам;
- считает малоэффективным использование исключительно запретительных мер в условиях открытости глобального информационного пространства и констатирует невозможность его тотального регулирования на законодательном уровне;
- считает важным продвижение идеи критического восприятия контента средств массовой коммуникации в среде родителей, педагогов и широкой общественности;
- приветствует идею департамента образования Белгородской области по внедрению элементов медиаобразования в подведомственных учреждениях;
- предлагает рассмотреть возможность разработки на региональном уровне специальной нормативной базы, касающейся вопросов медиаобразования, и рекомендаций для педагогов и психологов;
- предлагает создать на региональном уровне экспертный совет, состоящий из представителей научно-образовательного сообщества, педагогов, психологов, духовенства, в задачи которого входила бы критическая оценка медийных продуктов, распространяемых на региональном уровне.