О работе Общественной палаты с лидерами общественного мнения по консолидации гражданского общества

18.01.2023

О работе Общественной палаты с лидерами общественного мнения по консолидации гражданского общества рассказал член общественной палаты Белгородской области, председатель комиссии по информационной политики и развитию массовых коммуникаций Гусаков Юрий Анатольевич на пленарном заседании Общественной палаты региона.

Современное состояние общества в Белгородской области во многом зависит не только от трансляции точки зрения властей, но и оценки действий и решений власти со стороны гражданского общества. Возможности Интернета и развитие социальных сетей значительно усилили и качественно изменили информационный ландшафт. Для прогнозирования реакции на те или иные решения или действия сегодня достаточно узнать всего лишь мнение «влиятельных людей», и это станет вполне надёжным маркером того, что думает большинство. Что в свою очередь и рождает гражданскую позицию и формирует гражданское общество, адекватно отвечающее на вызовы времени и повестку дня.

Трансляция информации влияет на выбор большинства гораздо сильнее, чем сама информация. Следовательно, эффективная работе органов власти невозможна без привлечения лидеров общественного мнения, а массовый характер оценки последует за ними. Для того чтобы выйти на лидеров мнений, необходимо знать о них как можно больше.
Исследования показали, что аудитория обязательно обсуждает сообщение с имеющимися лидерами мнений. СМИ воздействуют на людей опосредованно, через лидеров мнений.
Лидеры мнений по разным вопросам — разные лица (неформальные, неофициальные авторитеты). Они интерпретируют информацию о тех или иных событиях и принятых решениях; уменьшают риск, давая информацию из первых рук; сокращают время поиска и перепроверку информации.
Информация сначала поступает к лидерам мнений, а потом от них распространяется на остальное население.
Более детальный анализ воздействия показал, что разные типы аудитории по-разному воспринимают сообщения. Так, при отсутствии информации о контраргументах аудитория легко поддается переубеждению с помощью доводов «против». Если же произвести соответствующую «прививку», то такую аудиторию будет очень трудно переубедить. Другая закономерность: людям с высшим образованием для убеждения лучше представлять два вида аргументов, аудитории со средним образованием оставить только позитивные аргументы. Если аудитория настроена дружественно, ей достаточно позитивных аргументов, если же она скептична - два вида аргументов.
Лидеры мнений не определяются через демографические характеристики, так как они есть в каждой из них, а отличаются своими психологическими чертами, интересами.
Гусаков Ю.А. выделяет характерные признаки, свойственные и белгородскому обществу.
•Активность— активная жизненная позиция. Лидерам мнений нравится быть не просто зрителями — они предпочитают активную вовлеченность в жизнь, поэтому пишут письма в газеты, принимают участие в деятельности общественных организаций, вступают в политические партии, религиозные группы и т.п. У них очень интенсивная личная жизнь и широкий спектр различных видов деятельности.
•Контактность— широкая сеть социальных контактов. Это очень важная отличительная характеристика лидеров мнений. Речь идет не просто о знакомстве с большим количеством людей, но о создании целого круга контактов, умении их поддерживать, постоянно пополняя новыми связями.
•Заинтересованность— стремление участвовать в распространении полезных советов и информации. Лидерам мнений нравится, когда к ним обращаются за советами и интересуются их мнением. Они осознают свою значимость в процессе улучшения качества жизни других, охотно делятся своими знаниями, опытом и дают советы. Решая проблемы окружающих, они рады роли миссионера, наставника и с удовольствием ее исполняют.
•Уверенность— уверенность при формировании тренда. Так как лидеры мнений любят учиться, они обычно раньше других знакомятся с новыми технологиями. Лидеры мнений являются хорошими индикаторами политических и социальных тенденций.
•Вовлеченность— желание решать чужие проблемы. Лидеры мнений по своей сути являются теми, кто решает чужие проблемы. Это можно объяснить тем, что лидеры мнений рассматривают любую проблему как возможность узнать что-то новое. Когда они видят перспективную с их точки зрения инновацию, то тут же инициируют ее внедрение в своем (достаточно большом) кругу знакомых. Лидеров мнений интересуют последние новости и события, окружающая среда и природа, физкультура и здоровье, наука и политика, у них, как правило, есть хобби, увлечение.
Лидеры общественного мнения часто выступают в эфирах телерадиокомпаний, на страницах печатной прессы, ведут социальные сети. Именно с помощью последних влияние лидера общественного мнения подвергается объективным измерениям и в настоящее время наиболее эффективно. Однако использование традиционных СМИ не только значительно увеличивает аудиторию ЛОМа, но и его личный рейтинг и влияние, повышает «экспертность».
Различные ЛОМы со своими оценками текущих событий формируют консолидированное мнение и фундамент для выражения позиции большинства. Также в регионе значительно выросла за последний год роль дискуссионных площадок, общественных лекториев по разным направлениям гуманитарного знания. Важно подчеркнуть, что все формы такой работы используют императивы, которые отвечают последним вызовам времени и несут психотерапевтический и прикладной характер.


← Возврат к списку