Участие гражданского общества в законотворчестве

Участие гражданского общества в законотворчестве
21.04.2022

Председатель Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Константин Корсик и член комиссии Александр Терновцов приняли участие в круглом столе на тему «Гражданские инициативы в современном законотворческом процессе».

Мероприятие провела Ирина Рукавишникова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Она напомнила, что различные аспекты этой темы уже поднимались на площадке Совета Федерации. «Сегодня мы хотим обсудить механизм реализации в законодательстве общественных инициатив, предложений, поступающих от граждан, от общественных организаций в законодательные органы государственной власти, региональные парламенты и представительные органы местного самоуправления», — сказала эксперт.

Она подчеркнула, что законодательные инициативы, реализуемые сенаторами, проходят обязательное обсуждение в регионах с участием представителей гражданского общества, и эти обсуждения чрезвычайно полезны, поскольку помогают объективно оценить как саму инициативу, так и тот социально-экономический эффект на который она рассчитана.

X06QRIOTEVH2wgyxQc3gGASPnu8kS1a5.jpg

С докладом об общественной экспертизе законопроектов как механизме участия гражданского общества в законотворчестве выступил Константин Корсик. Так, федеральным законом предусмотрено, что Общественная палата является субъектом общественного контроля, и в этом качестве она регулярно проводит общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов. 

Общественная экспертиза позволяет выработать консолидированную позицию гражданского общества по предлагаемым решениям и довести ее до всех уровней власти. Гражданам обеспечивается возможность заблаговременно ознакомиться с законопроектом на сайте Общественной палаты. Сам ход обсуждения транслируется в прямом эфире в интернете. 

Таким образом, процедура общественной экспертизы в Общественной палате является открытой и доступной для участия всех желающих. Итоги обсуждений отражаются в заключении Общественной палаты, которое направляется участникам законодательного процесса и размещается на официальном сайте палаты. В нем фиксируются высказанные позиции участников обсуждения и формулируются конкретные законодательные предложения для учета в дальнейшей работе над проектом. 

За три предыдущих года Общественной палатой была проведена 91 общественная экспертиза, 70 из них — в формате нулевых чтений. За этот период объектами экспертизы стали 102 законопроекта и 39 федеральных законов, и в 18 таковых позиция ОП РФ была учтена. В 2022 году (по состоянию на конец марта) Общественной палатой запланировано проведение 16 общественных экспертиз, из которых семь уже проведено. 

«В заключение хочу выразить пожелания для дальнейшего развития взаимодействия институтов гражданского общества и законодателя. Мы живем в эпоху прогрессирующего информационно-технологического развития. Это вынуждает законодателя ускоренными темпами регулировать новые общественные отношения. Но в любых условиях нужно помнить, что законы принимаются в первую очередь для граждан. Их разработка должна сопровождаться объективным анализом всех возможных социальных последствий», — сказал Константин Корсик.

загруженное.jpg

В свою очередь Александр Терновцов рассказал о роли региональных общественных палат в качестве субъектов права законодательной инициативы.

«Проанализировав уставы 18 субъектов ЦФО, увидели, что лишь в шести из них закреплено право общественных палат выступать в качестве субъекта законодательной инициативы. Это Воронежская, Костромская, Курская, Тамбовская, Тверская и Тульская области. Вместе с тем мы видим, что общественные палаты крайне неактивно пользуются этим правом, на сайтах отсутствуют разделы, упоминающие работу по данному направлению. В поиске существуют лишь несколько новостей о законодательных инициативах вышеуказанных общественных палат», — добавил эксперт.

Также он привел несколько примеров реализации права законодательной инициативы региональными общественными палатами. Так, Тамбовской областной думой был принят закон «О внесении изменений в Закон Тамбовской области “О праздничных днях и памятных датах Тамбовской области”», а Общественной палатой Курской области были разработаны и внесены в Курскую областную думу законопроекты «О меценатской деятельности» и «Об общественном контроле в Курской области».

«Таким образом, на примере ЦФО мы видим, что роль региональных общественных палат как субъектов права законодательной инициативы незначительна по двум основным причинам. Во-первых, большинство регионов ЦФО в принципе не закрепила право законодательной инициативы за региональными общественными палатами. Во-вторых, в тех регионах, где общественные палаты субъектов наделены этим правом, отмечается низкая активность самих палат в данном направлении деятельности», — резюмировал он.

В работе круглого стола также приняли участие Александр Высокинский, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, и Николай Владимиров, член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству. 

В ходе встречи участники обменялись опытом, высказали предложения в области развития механизмов гражданских инициатив в законотворческом процессе, а также обсудили конкретные законодательные инициативы, которые будут учтены в дальнейшей работе.

Подготовлено по материалам сайта ОП РФ


← Возврат к списку