ЦИК рассчитывает на помощь общественников в единый день голосования
Об этом на встрече с членами региональных общественных палат заявила глава Центризбиркома Элла Памфилова.
Институт независимых общественных наблюдателей при региональных общественных палатах доказал свою эффективность и будет работать и в единый день голосования в сентябре нынешнего года. Об этом сообщила в ходе проектного семинара Общественной палаты России, проходившего с 1 по 3 июня на базе мастерской управления «Сенеж», председатель ЦИК Элла Памфилова.
Председатель ЦИК России подчеркнула роль общественных наблюдателей в обеспечении доверия к результатам выборов: «Нам нужна ваша помощь... Ваша роль с каждым годом растет».«За прошедшие 5 лет мы сделали систему голосования максимально прозрачной», — констатировала Памфилова.
В свою очередь, председатель Комиссии по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты Белгородской области Олег Шевцов в общении с главой ЦИК призвал к ревизии устаревших норм законодательства в региональных избирательных кодексах и иных нормативных актах.
«Нормы права, касающиеся предвыборной агитации и информирования граждан в региональных и муниципальных печатных СМИ, составлялись в 90-е годы, когда у населения не было доступа к Интернету, а общественно-политические газеты выходили несколько раз в неделю»
В качестве примера Шевцов привёл нормы, касающиеся опубликования поступающих из избиркомов региональных и муниципального уровней документов в трёхдневный или пятидневный срок.
«Что делать редактору еженедельной газеты, выход которой состоится только через шесть дней? — спросил представитель Белгородской области. — Если он не опубликует документ в трёхдневный срок, его привлечёт к ответственности избирком. Если он изменит день выхода издания или сделает внеочередной спецвыпуск, его привлечёт к ответственности местное управление Роскомнадзора. В любом случае руководитель СМИ будет нарушителем»
Другой пример касается избыточного присутствия публикаций кандидатов и материалов избиркомов в региональных и муниципальных СМИ в ряде субъектов Российской Федерации. В частности, в избирательных кодексах могут присутствовать нормы, обязывающие печатные СМИ с госучастием бесплатно выделять в период предвыборной агитации 15% площади кандидатам и избирательным объединениям для ведения агитации, ещё 10% — региональным избиркомам для разъяснения избирательного законодательства. Но и это ещё не предел: в ряде случаев газеты также обязаны публиковать многостраничные отчёты кандидатов и протоколы избиркомов. В результате в отдельных случаях материалы, относящиеся к выборам, занимают до 80-90% объёмов газет.
«Я не могу пожаловаться на белгородский избирком, у которого сложились доверительные и адекватные отношения с местными газетами, — отмечает Олег Шевцов. — Но поставьте себя на место не самых богатых редакций из российских регионов: мало того, что огромные площади занимают материалы, которые достаточно опубликовать на сайтах избирательных комиссий, так это ещё и приводит к оттоку читателей, снижению тиражей и подрыву финансовой устойчивости местной прессы. Читателю нужны местные новости, телепрограмма, рубрика про сад и огород, гороскоп и объявления. А кто станет выписывать или покупать в розницу газету, которая несколько недель подряд публикует по преимуществу документы избиркома и агитматериалы? Понятно, что проблема — в нормах права, принимаемых региональными парламентами. Но, Элла Александровна, не могли бы Вы использовать свой авторитет, чтобы как-то повлиять на позиции регионов?»
Элла Памфилова поддержала выступающего и заявила о готовности рассмотреть предложения по исключению избыточных норм права в законодательстве регионов. Она предложила направить ей позицию редакций для дальнейшей работы.
Фотоматериалы представлены организаторами семинара