Наталья Гончаренко: мы знакомим зрителей с малоизвестным, но очень важным пластом истории отечественного искусства
В Белгородском художественном музее открыли выставку «Времена жизни. Графика Галины Эдельман».
В фойе первого этажа зрители увидят 25 работ, выполненных в 1994 – 2020 гг. в разнообразных графических техниках. Художница часто объединяет свои работы в серии, циклы, возвращаясь к некоторым снова и снова («Времена жизни», «Другие города», «Amores», «На листах календарей»). Их роднит яркая, экспрессивная манера художницы, предельная искренность и сопереживание душевному состоянию персонажей.
Куратор выставки Наталья Гончаренко, работающая в Общественной палате региона, отметила особенности экспозиции.
«Выставка Галины Эдельман – значимое событие для нашего музея и нашего региона. Во-первых, потому, что мы знакомим зрителей с малоизвестным, но очень важным пластом истории отечественного искусства ХХ века – с неофициальным искусством. Во-вторых, в наших фондах уже есть произведения учителя Галины Самсоновны – Бориса Петровича Чернышева, советского художника-монументалиста, и теперь рассказ о нем обогатился сведениями об одной из его учениц. И, наконец, художница передала Белгородскому художественному музею щедрый дар – 68 работ, выполненных ею в последние десятилетия. Часть из этих работ и представлена на выставке».
Выставка будет работать до 22 марта.
Справка. Галина Самсоновна Эдельман родилась в 1938 г. в Красноярске. Ее отец, Самсон Львович Эдельман, – основатель школы алгебраистов Красноярска. В 1960 году она окончила математический факультет Московского государственного педагогического института. Параллельно училась на курсах рисования и живописи. В 1958 году художник-монументалист Борис Петрович Чернышев (1906 – 1969), в свое время получавший художественное образование под руководством Н.А. Удальцовой и К.С. Петрова-Водкина, пригласил начинающую свой путь в искусстве Галину заниматься у него вместе с профессионалами. Б.П. Чернышева художница считает главным своим учителем. На выставке «Времена жизни» впервые будут экспонированы взаимные портреты Г. Эдельман и Б. Чернышева, выполненные в 1959 году, а также одно из произведений Бориса Чернышева, переданное в дар БГХМ его дочерью. Закончив аспирантуру МГПИ по кафедре высшей алгебры, Г. Эдельман преподает в МЭСИ и московских школах, продолжая интенсивно заниматься живописью и графикой. В эти же годы много рисует, режет линогравюры, пишет маслом серию сибирских пейзажей, натюрморты. Возникают серии пейзажей Углича, Кириллова, Ферапонтова, Сибири, Прибалтики, Крыма, московских окраин, графические циклы, выполненные в характерной экспрессивной манере. После статьи Александра Свободина «Двое пришли в искусство» в журнале «Смена» в № 17 за 1960 год о творчестве Юрия Коваля (ставшего впоследствии известным писателем) и Галины Эдельман она оказалась причислена к художникам-формалистам, что посчитала «незаслуженной честью для себя». В 1963 году в Москве состоялись две ее неофициальные выставки, с тех пор до 2000 г. в выставках она не участвовала. В настоящее время, после долгого перерыва, художница вновь участвует в выставках в России и за рубежом. Живопись и графика Г. Эдельман используется в оформлении книг ее мужа – писателя, первого лауреата премии «Русский Букер» Марка Харитонова.