Формирование солидарного общества. Технологии реализации мероприятий областной программы в практике работы сельских муниципальных образований

28.04.2018

Выступление председателя комиссии по регламенту, этике и работе общественных приёмных Общественной палаты области, профессора Виктора Овчинникова на пленарном заседании.

«Почти 10 лет назад была разработана Концепция, а в дальнейшем принята Программа формирования солидарного общества на Белгородчине. Накоплен определенный опыт положительных изменений, имеются и серьезные недостатки.

В стране и соседних регионах от осторожных замечаний по поводу нашей работы постепенно произошел переход к изучению ее. На уровне ряда крупнейших организаций страны она принята как важнейший ориентир деятельности. О солидарном обществе, солидарности стали говорить на самом высоком уровне, о нем стали размышлять, появились отдельные программы и в других регионах.

Проблематике солидарного общества был посвящен один из Всемирных Русских Народных Соборов, эта тема стала в его текущей работе одной из ведущих.

Расширился спектр вопросов и в нашей области.

Сегодня одна из рабочих групп, которую возглавляет Валентин Павлович Бабинцев, член нашей палаты, работающих в составе значительной по составу комиссии по обеспечению стабильного развития белгородского сообщества и формированию солидарного общества, занимается дальнейшим теоретическим и практическим продвижением проблематики солидарного общества, уделяя при этом важное значение установлению коммуникаций органов власти и общества. Один из докладов Валентина Бабинцева был опубликован на сайте ВРНС.

Именно над проблемой того, какая роль власти на местах в работе по формированию солидарного общества хотелось бы порассуждать вместе с вами.

Вначале сделаю три оговорки.

Первое. В стране немало скептиков в отношении возможностей формирования солидарного общества. И главный их аргумент, что либеральные свободы, глобализация, та экономическая система (а она у нас действительно олигархическая, чрезвычайно коррумпированная), глубокое расслоение общества, поляризация его по доходам, когда основная масса людей не только лишена собственности на недра и средства производства, но и имеет невысокий уровень жизни, не позволяют такое общество формировать.

Противники же этой позиции, то есть сторонники процесса формирования солидарного общества утверждают, что значит нам необходимо возвращаться к национальным ценностям, изменять экономическую модель, выравнивать доходы, обременять налогами олигархов, и даже воспитывать их, преодолевать последствия несправедливой приватизации и побеждать коррупцию.

Естественно, что видимо правы вторые. Ибо первая позиция ведет не в никуда, а к кардинальным социальным противостояниям.

Второе. Когда мы медлим с работой по формированию солидарного общества, то допускаем ошибку. В странах с переходной экономикой, неустоявшимися правилами жизни происходят трагические события. У нас с вами события в Грузии, Молдавии, Украине… Теперь вот Армения. Там оппозиционная партия, которая имела едва 7% поддержки населения, ведомая 2000 инструкторами-дипломатами из США ныне свергла все что можно. В стране раздрай. И это при том, что еще год назад все было благополучно и скажем даже «сказочно».

Вот почему формирование солидарного общества не просто благое пожелание, общие фразы, – это насущная, государственная работа во имя нашего же благополучия.

Третье. Если мы признаем, что путь формирования солидарного общества – это не причёсывание, не приглаживание, не создание позитивной картины и благостных настроений, мы должны действовать не из личных амбиций и хотения, а из государственной необходимости, с позиций идей патриотизма.

Если мы будем учитывать эти три условия и к этому огромную бюрократизацию страны, растущую бедность, увеличивающуюся пропасть в уровнях жизни, нарастающий скепсис относительно всяких лифтов карьерного и профессионального роста, то обязаны признать, что от уровня подготовки и профессионализма управленцев на селе в решающей степени зависит результативность работы по формированию солидарного общества в белгородских сельских округах.

Надо уходить от практики, когда бытует мнение: «Пусть там ученые в чем-то копаются, а мы тут на местах лучше знаем, что надо делать».

Отсюда зададимся простым вопросом: «А каков уровень подготовки глав сельских администраций, специалистов администраций, депутатов земских собраний в области формирования солидарного общества?». Этот вопрос не праздный.

Например, известный русский революционер Белинский призывал идти в народ и сразу учить его революциям. А его оппонент – гений Гоголь, наоборот, призывал перед тем как учить народ, научить учителей. Послушали Белинского, в результате получили образцы послеоктябрьского жизнеустройства с гибелью миллионов людей. Или после 1991 года обещали народ привести к лучшей жизни, а привели к вульгарному капитализму, к культу денег, к обществу потребления.

Анализ уровня подготовки этой категории кадров администраций на селе и депутатов земских собраний позволяет утверждать, что в целом они имеют поверхностные, общие представления о том, что где-то там и кто-то формирует солидарное общество.

Большинство из них ни с Концепцией, ни с Программой формирования солидарного общества на Белгородчине незнакомы. Ясно: не вооружен, тогда действуешь по интуиции. Но даже, если допустить, что необходимые знания имеются, это не значит, что есть правильная практика работы. Ведь кадры на селе никто не учит целенаправленной профессиональной работе в сфере формирования солидарного общества.

Возникает вопрос, а кто и чему должен учить кадры на селе в океане сложной и многоуровневой работы по формированию солидарного общества. Сегодня следует признать, что цельной системной работы на этом направлении нет.

Отсюда вносится ряд предложений.

1. Совместно с Дирекцией ассоциации «Совет муниципальных организаций Белгородской области» провести исследование уровня подготовленности кадров администраций и депутатов земских собраний по проблематике формирования солидарного общества на Белгородчине. Тогда, планируемая Советом конференция на июнь будет более плодотворной и палате в ней следует принять самое активное участие.

2. Подготовить необходимые прикладные теоретические и научно-популярные материалы по данной проблематике, составить план просветительских мероприятий и обеспечить повышение квалификации данной категории кадров.

Такой опыт имеет место быть в Ракитянском районе, где совместно с администрацией был проведен «круглый стол»-семинар по проблеме «Земская идея и современность: пути формирования солидарного общества». На нем и властям района и самим главам стало очевидно, что кроме календарной текучки необходимо заниматься перспективными, новыми формами работы по формированию солидарного общества.

Но общая профессиональная подготовка кадров, в том числе и общественности по вопросам формирования солидарного общества — это даже не полдела.

Особенность кадровой системы России на селе такова, что невозможно добиться того, чтобы на этих направлениях трудились на 100% эффективные и результативные социальные менеджеры. К этому надо добавить сменяемость, другие веские факторы.

Отсюда вытекает еще одна очень важная рекомендация.

Необходимо подготовить в кратчайшее время процессную модель работы на уровне сельской администрации по формированию солидарного общества. Фактически речь идет об обязательном календарном плане-графике, который должен осуществляться независимо от уровня подготовки глав и специалистов сельских администраций при широком участии населения и даже, если в какой-то момент на должности они или нет, молоды или неопытны.

Приведу два примера, не называя сел.

В одном проводят презентацию книги старой учительницы о ветеранах-фронтовиках земляках. На презентации не только все село, но и округа, и гости со всех концов, и местные власти. Соответственно и атмосфера духовной солидарности.

В другом селе проходит День инвалидов. Проводим для них встречу, концерт, праздничный обед. В зале инвалиды, писатель, то бишь я и администрация сельского округа. А где же односельчане? Им что дела нет до жизни инвалидов?

И так в одном селе без процессной модели собрались, в другом она нужна. Было бы записано требование проводить День инвалидов всем селом, администрация и депутаты поработали бы с народом. Может и другие вопросы жизни решили. Многие ведь не имеют инвалидности на селе, а уже в годах, у каждого свои немощи.

Пример второй. В одном городе посещаю могилы ветеранов-фронтовиков. Удивительно! Убраны все, даже те, родственников которых в живых уже нет. Город другой. Знаю, что у этого фронтовика никого нет в живых. Разбитая памятная плита, бурьян на могилке. И это все на центральной аллее известного города.

А было бы в процессной модели записано «создать комиссию и проверять каждую могилку два раза в год» все было бы в порядке, да и опять же многие вопросы бы открылись в работе с людьми.

Таким образом, разработка процессной модели работы сельской администрации и депутатов земских собраний является чрезвычайно важной задачей по содействию формирования солидарного общества. Если бы она была, то ежегодно наполнялась бы новым содержанием коллективной, соборной, общинной сутью жизни людей.

И еще. Люди хотели бы видеть не только менеджеров компаний, которым принадлежат ныне земли в округе, но и самих хозяев, даже если они за сотни километров. Пусть раз в год, но всегда важнее задать вопрос напрямую. И это требование властям также должно быть записано в процессной модели. Это раз, а главное в сообществах не будет разных слухов и домыслов, а они и являются самой питательной почвой для всяких «оранжевых революций». Нельзя повторять то, что делалось накануне 1917 года, когда владельцы земель были за границами, а крестьяне кое-как сводили концы с концами.

С учетом того, что в области проделана огромная работа по развитию инфраструктуры села, его благоустройству, модернизации села решение перечисленных проблем будет во благо процесса формирования солидарного общества.


По итогам доклада Виктора Овчинникова общественники решили:

1. Предложить Ассоциации «Совет муниципальных образований Белгородской области» провести социологическое исследование по изучению уровня подготовки кадров села к реализации задач формирования солидарного общества на Белгородчине;

2. Предложить Ассоциации «Совет муниципальных образований Белгородской области» подготовить областную конференцию Ассоциации «Совет муниципальных образований Белгородской области» в июне 2018 года совместно с комиссиями палаты и Рабочей группы под руководством Валентина Бабинцева;

3. Совету палаты рассмотреть предложения о возможных направлениях просветительства и повышения квалификации кадров села в сфере работы по формированию солидарного общества;

4. Совету палаты сформировать осуществить организационные мероприятия по созданию и обеспечению деятельности творческого коллектива по разработке Проекта Базовой процессной модели работы сельской администрации и депутатов земских собраний по формированию солидарного общества.


← Возврат к списку