Об ограничении прав граждан на доступ к информации через различные медиаканалы

25.04.2018
Выступление председателя комиссии по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты Белгородской области на пленарном заседании 25 апреля. 

«Тема моего доклада посвящена ограничениям прав граждан на доступ к информации через различные медийные каналы. Перед тем, как приступить к изложению данного вопроса, хотелось бы обратить ваше внимание на изменение характера распространения и потребления информации в нашем обществе.

В последнее время в лекциях и учебных пособиях преподавателей факультета журналистики, где я преподаю, всё реже упоминается привычный для всех нас термин «СМИ» – средство массовой информации. Вместо него исследователи журналистики предпочитают использовать иноязычное заимствование «медиа». И это обращение к англицизму не случайно. Дело в том, что СМИ – это привычные нам газеты, журналы, радио, телевидение и сетевые издания (подчеркну: именно сайты в Интернете, имеющие правовой статус СМИ и включенные в реестр Роскомнадзора). 

Понятие же медиа намного шире. Оно включает в себя все средства коммуникации и способы доставки информации. К медиа можно отнести книги, сайты в Интернете, многочисленные социальные сети («Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook и т.д.), а также мессенджеры (Viber, Telegram, WhatsApp и др.).

Когда-то Карл Маркс сказал, что бытие определяет сознание. Так вот, наше с вами бытие – и в особенности бытие подрастающего поколения, детей и молодёжи – это в значительной степени бытие цифровое. Ещё пять лет назад, в 2013 году, социологическое исследование Института региональной кадровой политики показало, что жители нашего региона, как и другие россияне, огромное количество времени проводят в социальных сетях. Прямо сейчас, в этом зале, кто-то слушает меня и одновременно просматривает ленту новостей в «Фейсбуке» либо отвечает на сообщение в «Вайбере». Сенсорные экраны гаджетов и то, что на них происходит, – важная часть нашего бытия. 

Если раньше монополией на распространение массовой информации обладали органы власти и профессиональные журналисты, а 15 лет назад к ним присоединились не такие уж многочисленные блогеры, то сегодня производство и распространение контента доступно любому гражданину, у которого есть доступ в Интернет. Кто-то прямо сейчас заливает в «Инстуграм» фотографию с нашего заседания, кто-то пишет отправляет поручение коллегам через мессенджер, а кто-то выложит в «Фейсбуке» рассказ о нашем заседании раньше, чем это сделают интернет-СМИ или телевидение.

Новая реальность диктует нам новые вызовы – вызовы, к которым мы пока ещё не очень готовы. Прежде всего удручает состояние законодательной базы и её правоприменение. Журналист отвечает за свои слова перед своей аудиторией (от этого зависит его и его личная профессиональная репутация, и репутация СМИ, в котором он работает) и перед законом. А вот уровень ответственности администратора странички «ВКонтакте» или видеоблогера из «Ютьюба», имеющих аудиторию, сопоставимую с аудиторией традиционных СМИ, намного ниже. 

Приведу лишь несколько примеров. Книга – это тоже медиапродукт. Если вы или ваш ребёнок захочет приобрести в книжном магазине или взять в библиотеке произведение Венедикта Ерофеева, Татьяны Толстой или, скажем, Евгения Водолазкина, недавно выступавшего на нашей митрополичьей гостиной, вы не встретите на своём пути никаких препятствий. В произведениях этих авторов порой встречается бранная лексика – например, для речевой характеристики героев из нижних социальных слоёв. Все мы понимаем, что мат – это плохо, что использование табуированной лексики недопустимо, но большинство из нас рассуждает в том духе, что «куда тут деваться, это же литература». Между тем, если роман «Лавр» Евгения Водолазкина попытается опубликовать какой-нибудь литературный журнал («Наш современник» или, к примеру, «Роман-газета»), издателя привлекут к административной ответственности с конфискацией предмета административного правонарушения (читайте – тиража издания), потому что мат в СМИ запрещён действующим законодательством Российской Федерации, а в других медиа – не запрещён.

Другой пример. Состоявшийся в августе 2017 года музыкальный поединок двух популярных в молодёжной среде рэп-исполнителей (так называемый баттл), в котором они на протяжении целого часа общались исключительно матом, набрал на YouTube более 30 миллионов просмотров. Но у контролирующих органов нет претензий к данной видеоплощадке, потому что она – медиа, но не зарегистрирована как СМИ. К ответственности были привлечены «РИА Новости», «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты», на которые наложили крупные штрафы за встраивание видеоролика в свои материалы. 

Таким образом, если ваш сайт зарегистрирован в Роскомнадзоре как СМИ (а это – дело добровольное), то вам материться нельзя. Но если вам так уж нравится бранная лексика, просто не регистрируйте сайт как СМИ: это совсем необязательно. И в этом случае два почти одинаковых, на первый взгляд, сайта, которые производят новостной контент для пользователя и внешне мало чем отличаются друг от друга, могут жить по разным законам. 

Аналогичным образом обстоят дела с ограничениями в части борьбы с суицидами. Сама идея ограничения распространения в СМИ информации о способах ухода из жизни представляется вполне разумной. Но почему в таком случае пользовательский контент на разного рода видеохостингах, пользующийся популярностью в подростковой и молодёжной среде (в юном возрасте любят щекотать себе нервы), редко привлекает внимание надзорных ведомств, а вот, например, портал «Православие и мир» получил строгое предупреждение вот за такую фразу в публикации: «Жена погибшего объяснила, что ее муж страдал от постоянной боли из-за онкологического заболевания»? 

Доходит до абсурда: в прошлом году на Дальневосточном медиафоруме один телевизионный вещатель рассказывал, как их телекомпания по настоянию юристов отказалась от демонстрации в эфире фильма Франко Дзефирелли «Ромео и Джульетта», поскольку в экранизации Шекспира… содержатся признаки пропаганды суицида в подростковой среде.

Приведём ещё один свежий и очень близкий нам пример. На прошлой неделе Роскомнадзор приступил в блокировке интернет-мессенджера Telegram, владельцы которого отказались предоставить ключи, позволяющие получать доступ к переписке пользователей. Методы ведения борьбы можно сравнить с ковровыми бомбардировками, только в режиме онлайн. В результате Telegram по-прежнему доступен, зато проблемы возникли у нескольких интернет-СМИ Белгородской области. Сначала был заблокирован доступ к ряду вспомогательных интернет-сервисов, позволяющих сетевым изданиям получать комментарии пользователей и размещать мультимедийные форматы, а затем ряд провайдеров, выполняя предписание Роскомнадзора, заблокировали доступ к сетевому изданию Fonar.tv, которому пришлось в авральном порядке переносить сайт на другой сервер. 

Уважаемые коллеги! Безусловно, разумные ограничения доступа к информации в интересах нравственного развития детей и подростков, борьбы с терроризмом и т.д. не вызывают вопросов. Вопросы вызывают адекватность тех мер, которые мы наблюдаем, задачам, которые ставит государство. 

На наш взгляд, нагромождение запретов не только не решает проблемы, с которыми сталкивается медиатизированное общество, но, напротив, усугубляет их. Достаточно вспомнить родительскую истерию вокруг темы «Синих китов»: на фоне обилия различных фейков в соцсетях моя коллега из Белгорода обнаружила картинку с синим китом, которую выложила на личной страничке «ВКонтакте» её дочь-школьница. Как выяснилось, девочка решила привлечь внимание мамы после ссоры с ней. 

Хотелось бы процитировать слова Михаила Александровича Федотова – блестящего юриста, автора закона РФ «О средствах массовой информации», председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека:

«Я вовсе не сторонник матерщины и других злоупотреблений в СМИ, наоборот, резкий противник, но нужно понимать, в каких случаях эффективен закон, а в каких — другие способы регулирования: профессиональная этика, культура, общественное осуждение. Нужно заниматься воспитанием цивилизованной культуры, а действовать запретами — смешно».

Запретный плод всегда сладок. Кто ищет в Интернете порнографию – найдёт её без большого труда. Кто хочет получить доступ к запрещённому сервису – получит его без проблем. Осознавая эту особенность информационного общества, во всём мире сегодня делают то, о чём говорит Михаил Федотов – развивают новостную грамотность и культуру потребления медиа. Полностью оградить пользователя, в том числе ребёнка, от негативной информации невозможно. Но можно и нужно сформировать у гражданина иммунитет к медийным манипуляциям и фейковым новостям, неприятие контента, авторы которого используют сниженную лексику и апеллируют к низменным инстинктам. 

Определённые позитивные шаги в этом направлении в Белгородской области уже сделаны – и заслуживают тиражирования в других регионах страны. Областное управление молодёжной политики уже несколько лет проводит медийные тренинги и лагеря для старшеклассников и студенчества. В регионе действуют кибердружинники, задача которых – выявлять негативные контент. Наш издательский дом выпустил два пособия по медиаграмотности – для младших классов («Занимательная журналистика») и для молодёжи («Понимание медиа»), получившие высокую оценку уполномоченного по правам ребенка в Белгородской области и Союза журналистов России. Думается, наш опыт заслуживает обсуждения и тиражирования и на федеральном уровне.

И, конечно, как уже говорилось выше, нам необходимо обновление законодательства в сфере средств массовой информации, приведение норм медиаправа к современным реалиям. Закон РФ «О СМИ» был принят в 1991 году, когда интернет-коммуникаций практически не было, а само слово «медиа» воспринималось как малопонятное заимствование. С тех пор в этот закон было внесено огромное количество поправок, которые превратили его в своеобразное «лоскутное одеяло», но не решили стоящих перед социумом задач. В результате мы имеем огромное количество примеров, когда государство достаточно эффективно регулирует СМИ, но оказывается бессильным в попытках регулировать и применять репрессивный аппарат в отношении медиа, примером чему является недавняя история с мессенджером Telegram». 

Олег Шевцов

Общественная палата Белгородской области выработает решение по вопросу «Об ограничении прав граждан на доступ к информации через различные медиаканалы», которое будет опубликовано на сайте позднее.

← Возврат к списку

india sex university indiansexbar.mobi xxx rachita ram www six voices 2019 school vegasmovs.org tamilgun new website link gandi baat xvideos prontv.mobi bhojpuri video hd sex pornhubindian knocktube.mobi indian x** video house wife xvideos rajwap.biz afilmywap.in
سكس اونلاين hardpornx.net شمس سكس nangi sex movie indianpornxclips.com chandramukhi chautala xxx2018 indiansexmms.me actress anjali hot boobs www.masalawood.com justindianpornx.com sex bangli hot housewife sex eromoms.info cute xvideo
سكس بنات مع بعض مترجم samyporn.com سكس.منقبات blue film in marathi desisexy.org girl fuck indian blue film video desixxxtube.info momandson www elephanttubecom hlebo.mobi www89 radhika kumaraswamy xxx erohardcore.info sania mirza fucking