Проблемы низкой мотивации к учёбе
01.06.2017
Ко Дню защиты детей публикуем экспертные рекомендации о том, как сохранить мотивацию ребёнка к учёбе. Советы для родителей от директора начальной школы – детского сада № 44 Белгорода, представителя комиссии по образованию, культуре и молодёжной политике Общественной палаты Белгородской области Лилии Кашириной.
«Проблема низкой мотивации, к сожалению, знакома и учителям, и родителям. Приходится иногда констатировать: «Способности у ребёнка есть, но нет желания заниматься».
Причина может быть в неправильном поведении родителей. Материальное поощрение за оценки, а также жёсткие наказания, принижающая критика, равно как неоправданное завышение или занижение оценки действий ребёнка – всё это не лучший способ мотивировать на учёбу. Учитель, не осознавая того, тоже порой делает упор на отрицательную мотивацию, и тогда учеником движет лишь одно желание: избежать критики и плохих оценок. Особенно осторожно в начальной школе нужно использовать в текущем учёте неудовлетворительные отметки.
Школьники младшего возраста любят играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Воспитанию положительной мотивации способствует атмосфера в школе и классе: включённость в разные виды деятельности, творческая работа детей, сотрудничество учителя и ученика, помощь учителя в виде советов, а не указаний. В этом случае обучение вызывает положительные эмоции у школьников. Им легко и приятно учиться, а усложнённая задача не вызывает паники и негатива.
Не могу не отметить пользу занимательных примеров, заданий, опытов, необычной формы преподавания, которая вызывает удивление у детей, а также роль эмоциональной и яркой речи учителя. Чем младше школьники, тем чаще учебный материал должен подаваться в образной форме. Важно, чтобы на каждом уроке у ребёнка формировалась вера в свои силы, чтобы ему было интересно, чтобы его глаза горели. Для этого необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех и продвижение вперёд».
На снимке Лилия Каширина. Фото Вадима Заблоцкого
подробнее о проблеме – в тематической статье «БелПрессы»