Помочь может гражданское общество

21.11.2016
Заместитель председателя Общественной палаты Белгородской области Виктор Овчинников – об актуальных проблемах в сфере образования. 

Ситуация в системе образования любого региона такова какова она есть. По масштабам и возможностям. И отражает она социально-экономическую и духовно-культурную структуру тех сфер жизни, которые в них получили свое развитие и которые отстают. 

Немало выпускников школ Белгородской области, чтобы получить в будущем любимую профессию, вынуждены уезжать в другие города, туда, где есть именно тот вуз, который, образно говоря, «учит на космонавта». И это пока для нас плохо.

Если на уровне школьного образования в самых разных по уровню социально-экономического и духовно-культурного развития регионах страны школьники имеют (с очень большой натяжкой) «равные» условия для человеческой самореализации, то на тех уровнях, где приобретается специальность и профессия, о «равенстве» не может и быть речи. Ведь одни возможности у столичного выпускника школы и совсем другие – у выпускника школы региона, удаленного от «образовательных столиц». Попробуй найди деньги на проживание, питание и студенческую жизнь вдалеке от дома, где осталась одна мама, да с мизерной заработной платой. Хотя, конечно, и сегодня встречаются Ломоносовы.

Но дело не только в этом. Всем хорошо известно, каким образовательным потенциалом обладает мегагород Москва. Десятки тысяч заводов и фабрик, фирм и банков, театров и музеев, архивов и библиотек… Здесь колоссальное сосредоточение всего, что мы называем национальным достоянием России. Чего стоит только музеи Кремля! И что интересно: московские чиновники системы образования решили этот потенциал использовать. Перевели школы на пятидневку, а в субботу школьников учит сама Москва, своим потенциалом экономического, культурного и духовного богатства. Все по графику и плану, под контролем школ и учителей. Это уроки, да еще какие. Что может сравниться с уроком физики в музее космонавтики или уроком истории в Историческом музее?
    
Конечно, многие регионы такой возможности не имеют, но вполне могли бы такую идею взять на вооружение и задействовать по полной программе своих региональных «учителей» – от памятников и музеев до достопамятных мест и театров.

И все же, как добиться того, чтобы все достижения России в образовании и культуре были доступны молодым людям из регионов, даже в самых отдаленных уголках? Над этим сегодня ломают головы те, кто понимает, что ныне то время, когда России надо собирать Ломоносовых по всем «сусекам». 
   
Поэтому так сегодня много разговоров об открытом образовательном пространстве, которое предоставляет обучающимся выбор образа и выбор пути. Неслучайно много говорится об интернете, который открывает учителю и ученику вход во многие научные лаборатории мира, в центры инновационного образования, в культурные центры не только России, но и мира в целом. Правда, за очень высокую абонентскую плату.
     
Надо признать, что открытое образовательное пространство принципиально меняет подход к выбору образовательной программы школы, ссуза, вуза, а также образовательной программы учащегося и студента. 
     
Это возможно только в том случае, если для такой работы подготовлены кадры и у них создана мотивация. Поэтому вполне закономерно, что Москва, которая всегда подавала пример в организации современного образования, готовясь к городскому Гражданскому форуму в сфере образования, решила еще раз сверить «стрелки компаса» и 27-28 октября 2016 года провела крупную конференцию «Новые подходы к формированию компетенций управленческих и педагогических кадров в условиях открытого образования».
    
Основным докладчиком по этой проблеме от лица организаторов конференции – Общественной палаты Москвы, Московской городской Думы, Московского института открытого образования и других выступил министр правительства Москвы, руководитель департамента образования города Москвы Исаак Калина. Подробно с его докладом можно ознакомиться на сайте департамента.
     
Для нас же, белгородцев, важно понять: даже в Москве сегодня стало очевидным, что сделать открытым для учеников и студентов образовательное пространство могут только те кадры, которые обладают необходимыми управленческими и педагогическими компетенциями. Время «классического» даже в лучших его образцах урока уходит в прошлое. Сегодня у того, кто обучает, то есть учителя, профессора необходимо формировать новый набор компетенций, которые позволили бы для ученика и студента открыть весь потенциал национальной системы образования, культуры и так далее.
    
Москвичи не скрывали, что они внимательно всматриваются в опыт открытого образования в регионах. И это не случайно. Кстати, пусть меня читатель извинит за нескромность, но автор этой статьи оказался единственным из тех, кто, выступая на пленарном заседании, обратил в своем докладе внимание на кадровый состав управленцев всех сфер жизнедеятельности Москвы, который больше чем на половину суть воспитанники региональных систем образования. Фактически Москва, как гигантский «насос», всасывает в себя талантливых и конкурентоспособных выпускников школ, ссузов и вузов, предлагая им современные учебные заведения, высокие стандарты жизни и высокие оклады. И все бы не беда, но ведь и перед регионами стоит глобальный вопрос инновационных прорывов во всех региональных сферах. И тут также без высококлассных кадров не обойтись.
    
На конференции стало отчётливо видно, что наше белгородское образование все еще медленно реализует главный принцип формирующейся знаниевой экономики – образование через всю жизнь. На региональном уровне еще сыроваты образовательные коммуникации. Например, многие школы продолжают жить как закрытые корпорации, хотя общественности известно, что эта школа сильна в том, другая в этом. И только открытое образование делает отдельную силу в чем-то доступной всем. В этом смысле стоит острый вопрос о цифровой коммуникации, цифровой дидактике, в конце концов цифровом просветительстве. На том «железе», которое сегодня в наших школах двигаться вперед невозможно.
    
Министр правительства Москвы Исаак Калина хотя и отметил, что достижения школ Москвы позволили системе образования города войти в топ 5-10 лучших систем образования мира, признал очевидный факт перехода к новой системе координат, когда не семья выбирает школу, а школа выбирает ученика. И это при том, что в московских школах, больших по численности, бывает учится и более пяти тысяч учеников в одной.
    
Ключевой принцип нового московского образования определен: от подготовки ученика знающего к ученику, знающему и умеющему. Классы на заводах и предприятиях, в университетах, предуниверсарии и так далее. Все это во имя одного: чтобы выбор специальности и профессии в будущем был осознанным и оправданным. Ведь исследования показывают, что большинство людей проживают жизнь не с той профессией, о которой мечтали. Отсюда много нелюбви к своему делу, низкая производительность труда, низкое качество товаров.
     
В ближайшее время образовательное сообщество страны узнает о новом лозунге в жизни системы образования Москвы. Он будет звучать как «модернизация железа». В столице предпринимаются беспрецедентные усилия оборудовать школы самой передовой компьютерной техникой и превратить Москву в «единую школу». Космическая задача! Но без этого никуда.
    
Кстати, Калина с удовлетворением отметил, что воздействие гражданского общества и общественности на школу огромны. Главные, ключевые процедуры жизнедеятельности и педагогического коллектива, всякого рода комиссий, педагогов, учеников и родителей – все находится под общественным и электронным контролем. Ни одна аттестация учителей не проходит без открытого «электронного конспектирования». Огромную роль играют управленческие советы школ, которые возглавляют самые знаменитые люди Москвы. Понятно, проблем хватает. Но все-таки показательно, что школьники и студенты Москвы демонстрируют высочайшую конкурентоспособность в сравнении со своими сверстниками из регионов страны и других стран мира.
   
Обсуждение доклада на пленарном заседании и в секциях показало, что в российском обществе за последние четверть века произошел очень сильный сдвиг в понимании роли и значения открытого образования. У нас, на Белгородчине, сколько в недалеком прошлом пришлось выдержать первопроходцам открытого и дистанционного образования! Какими только их словами ни обзывали их чиновники от образования и коллеги, какими катками по ним ни проезжали. Из-под катка и мне приходилось едва живым выползать. И что? Сегодня всякий уважающий себя университет, школа имеют свою систему дистанционного образования, факультеты и институты, плюс все учебные заведения используют огромный потенциал открытого образования. Ее хвалят те, кто ее же разносил в пух и прах.
    
Нам сегодня нужен пристальный и внимательный взгляд на то, что происходит в образовании Москвы, еще и потому, что на него работают научно-исследовательские и отраслевые институты, в том числе и в области открытого образования, определяя его теорию, стандарты и обобщая практику регионов. Об этом кстати свидетельствовал и доклад Института стратегии развития образования Российской академии образования, с которым выступила заместитель директора по образовательной деятельности Ирина Логвинова. Общий лейтмотив ее выступления состоял в том, что сегодня как никогда следует использовать те наработки, которые предлагают профессионалы на базе науки и изучения регионального и мирового опыта. Кстати, Логвинова бывала на Белгородчине и высоко оценивает положительные стороны в нашей системе образования. 
    
Без сомнения, конференция – большое достижение Общественной палаты Москвы, которая провела ее совместно с депутатами Московской городской Думы, вузами-партнерами, руководством департамента образования Москвы. Палата собралась в недавно обновленном составе и предстала как мощная гражданская сила столицы. Председателем палаты избран главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков, заместителем – ректор государственного института русского языка им. А.С.Пушкина, известный ученый-филолог Маргарита Русецкая. В составе палаты люди с огромным опытом работы в гражданском обществе и авторитетом среди москвичей.
    
В рамках конференции еще раз стало очевидно, что установление прямых контактов в работе общественных палат регионов имеет огромное значение. В том числе и для того, чтобы общественность в регионах содействовала развитию системы образования на местах, давала импульс поиску нового, передового, так сказать теребила чиновников системы образования.
    
Из тех почти 800 тысяч белгородцев, которые трудятся в разных сферах, образно говоря, общего хозяйства области, абсолютное большинство в своем главном образовательном труде остановились в том времени, когда получили аттестат школы, диплом ссуза или вуза. Дальше голая практика. Только малая часть подкрепляет свою профессиональную мобильность повышением квалификации, самообразованием, которые также крайне формализованы. Это плохо. 
    
В чем причина? Видимо в том, что те, от кого зависят мощные прорывы в будущее, не создают или не умеют создавать такие же мотивы и потребности в образовании через всю жизнь, какие создает чувство голода. Как только во всех сферах человеческого труда мы научимся создавать чувство голода на образование, мы вступим в новые технологические и инновационные времена, когда учиться будет необходимо ежедневно. Те из стран, которые смогут создать знаниевые экономики и оседлать посредством открытого образования технологию «образование через всю жизнь», будут самыми конкурентоспособными. Образование консервативно по своей природе, и обслуживающие его чиновники этим же грешат. Помочь может гражданское общество.

Заместитель председателя Общественной палаты Белгородской области Виктор Овчинников

← Возврат к списку

india sex university indiansexbar.mobi xxx rachita ram www six voices 2019 school vegasmovs.org tamilgun new website link gandi baat xvideos prontv.mobi bhojpuri video hd sex pornhubindian knocktube.mobi indian x** video house wife xvideos rajwap.biz afilmywap.in
سكس اونلاين hardpornx.net شمس سكس nangi sex movie indianpornxclips.com chandramukhi chautala xxx2018 indiansexmms.me actress anjali hot boobs www.masalawood.com justindianpornx.com sex bangli hot housewife sex eromoms.info cute xvideo
سكس بنات مع بعض مترجم samyporn.com سكس.منقبات blue film in marathi desisexy.org girl fuck indian blue film video desixxxtube.info momandson www elephanttubecom hlebo.mobi www89 radhika kumaraswamy xxx erohardcore.info sania mirza fucking