Школьное образование: дополнить или разгрузить?
01.09.2015
В преддверии Дня знаний представители Общественной палаты Белгородской области поделились своими размышлениями о том, что бы они изменили в современной системе школьного образования.
Им задали три вопроса:
1. От чего, на ваш взгляд, следовало бы разгрузить, а чем дополнить школьную программу?
2. Оцените необходимость школьной формы, плюсы и минусы её введения.
3. Что, на ваш взгляд, следовало бы улучшить в школах региона?
Лилия Каширина,
директор начальной школы-детского сада № 44 Белгорода, председатель Белгородской областной общественной организации «Матери России»:
1. Чтобы наши дети росли настоящими патриотами и знатоками своего родного края, давно назрела необходимость в преподавании курса «Белгородоведение». С 1 сентября 2015 года такой курс будет внедрён в образовательные учреждения нашего региона. По моему мнению, такое дополнение к школьной программе станет важным и необходимым для развития школьников.
Что же касается разгрузки школьной программы, то, на мой взгляд, индивидуальные учебные планы (ИУП) обеспечивают и освоение образовательной программы, и учитывают особенности и потребности конкретного обучающегося в выборе предметов.
2. Я – за школьную форму. Школьная форма хороша, когда она красива и удобна. Дети не отвлекаются на обсуждение одежды в школе, форма настраивает на более серьёзное отношение к учёбе, сокращает время, которое ребёнок, особенно девочка, тратит на то, чтобы решить, в чём пойти в школу. Благодаря школьной форме дети меньше дразнят друг друга по поводу так называемой «немодной» одежды. Ученики одной школы чувствуют общность с теми, кто учится рядом с ними, принадлежность к учебному заведению и гордость за него.
Плюсов много. Минус, на мой взгляд, и самый серьёзный – это стоимость формы. Качественная и красивая форма стоит недёшево. Но и тут можно найти положительный момент. Покупка формы упрощает задачу для родителей, и им не нужно думать каждое утро, во что одеть своего любимого школьника.
3. На данный момент система образования Белгородской области – стабильная, имеющая достижения не только регионального, но и российского и международного уровней. Тем не менее останавливаться на достигнутом нельзя, и не для того, чтобы опережать время, а хотя бы не отставать от него. Что требует улучшения? Хотелось бы, чтобы наши дети учились в школах с богатством архитектурных композиций, с продуманным ландшафтным пространством, в благоприятной эстетической среде. Школы должны быть красивыми и комфортными, способствующими развитию интеллектуальных и творческих способностей, содействующими укреплению и сохранению здоровья, предполагающими наличие современных площадок и оборудования для занятий спортом и активным отдыхом. Для нас должен быть актуальным девиз: «Каждому жителю региона – хорошая школа, отвечающая его потребностям».
Антон Андросов,
председатель белгородского отделения общественной организации «Скорая молодёжная помощь»:
1. Следует ввести дополнительные часы по изучению русского языка и литературы. Вспоминаю свои школьные годы, когда в рамках школьной программы нам преподавали русский язык один раз в неделю. Этого очень мало, независимо от того выбрал ли ты гуманитарное, или математическое направление. Минимум в неделю нужно проводить три урока русского языка.
Кроме того, следует не забывать о таком предмете как «Технология» и преподавать его абсолютно во всех школах. Очень полезный предмет, особенно если вспомнить опыт прошлых лет, когда ребят учили что-то мастерить своими руками, делать из дерева. А сейчас что мы получаем? Современные школьники увлечены гаджетами, проводят своё время в Интернете. В результате большинство из них совершенно ничего не может сделать по дому.
2. Я бы выделил минусы школьной формы. Дети очень подвижные, они часто вымазывают одежду. А так как введена школьная форма, то получается ребёнку как минимум нужно покупать два комплекта. Конечно, это выход на случай, если что-то выпачкается или порвётся. Но что делать, если у родителей нет возможности купить своему ребёнку столько нарядов, соответствующих установленному стандарту?
Плюс, многим не нравится такой фасон одежды. Лично я – за удобство. Почему бы не разрешить детям ходить в том, в чём им удобно? Понятно, что это будет не вызывающая, сдержанных тонов одежда. А официального стиля можно было бы придерживаться по праздникам, надевать костюмы на деловые мероприятия.
3. Я бы предложил ввести должность так называемых вечерних вожатых, которые бы занимались организацией досуга школьников в вечернее время, чтобы они не разгуливали по дворам без дела, не сидели в подъездах. Ведь как у нас сейчас получается. Дети заняты в дневное время: посещают разнообразные кружки, секции, ходят на экскурсии, а после предоставлены практически сами себе.
Кроме того, я бы хотел обратить внимание на так называемые школьные курилки. Что бы ни говорили в администрации школ, но до сих пор в некоторых можно найти места, куда старшеклассники на переменке бегут покурить. Я бы ужесточил контроль. Причём не только вызывал родителей в школу и беседовал с ними и детьми, но и штрафовал бы за нарушение.
Галина Черкашина,
директор областного государственного учреждения здравоохранения «Санаторий «Красиво», заслуженный учитель РФ:
1. Хотелось бы начать с нового предмета «Белгородоведение». Замечательное нововведение. У нас прекрасная область, столько интересных мест, людей, о которых должны знать наши дети. Они будут узнавать свою малую родину, расти патриотами.
В школьную программу я добавила бы дополнительные часы по русскому языку и литературе, точнее – вернулась к практике прошлого, когда в неделю было пять уроков русского языка и три литературы. Школьники должны знать свой родной язык, уметь размышлять, быть начитанными.
За счёт чего вернуть эти часы? К примеру, сократить количество уроков физической культуры. Да, мы должны растить здоровых детей, но согласитесь, за 45 минут дети вряд ли смогут оздоровиться. Да и родители должны уделять должное внимание своим детям, чтобы те занимались физической культурой, ходили в спортивные секции. А сделать это можно вне школьной программы.
На сегодняшний день школьники очень нуждаются в профессионализме наших педагогов, увлечённых, любящих свой предмет и «заражающих» этой любовью своих учеников. Надо заинтересовать детей, чтобы они читали вспомогательную литературу (справочники, словари, энциклопедии), которая имеется в библиотеках, то есть учились добывать знания самостоятельно и через книгу, из первоисточника.
2. Школьная форма должна быть обязательно. Шикарные костюмы, дорогостоящие наряды не каждая семья может себе позволить. А введение формы уравнивает детей в обществе. Неважно, у кого какой уровень достатка, эти границы стираются, дети не обсуждают покупки друг друга.
Кроме того, форма дисциплинирует учеников. Школьники ощущают свою принадлежность к учебному заведению, в котором учатся, стараются следовать принятому уставу и ведут себя более хорошо.
3. В каждой школе области должна быть хорошая библиотека, налажена кружковая работа, чтобы каждый ребёнок мог выбрать в стенах учебного заведения себе занятие по душе. Кроме того, сейчас мы говорим об активно развивающейся хоровой деятельности. В школах нужно организовывать не один хор, а несколько, по возрастам, начиная от первого класса и заканчивая старшеклассниками.
Следует открывать побольше физкультурных секций, чтобы дети могли реализовывать и свои спортивные качества, понимали, что физкультура полезна для здоровья, стремились сдавать нормы ГТО. Ведь у нас не получится воспитать культурного человека, если он не будет заниматься своим здоровьем.
Записала Ольга Муштаева
фото Вадима Заблоцкого